Главная
Регистрация
Вход
Четверг
23.11.2017
04:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя информатики
Шестаковой Марины Вячеславовны
 
г. Красный Сулин, Ростовской области

Меню сайта

Интересные сайты

 статья2 
Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление
Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление

Компьютерная промышленность и вычислительная техника вступают в новый этап развития, который может быть назван «эрой пользователя»; ведущую роль начинают играть не узкие специалисты по данному виду оборудования, а широкий спектр конечных пользователей всех возрастов и профессий. На этом этапе компьютеризация, как и многие предыдущие технологические нововведения при массовом их распространении, столкнулась с противодействием человеческого фактора. 

ФЕНОМЕН КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, ряд исследователей выделяет феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, негативными замечаниями по поводу ЭВМ и информатики, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Компьютерная тревожность довольно распространенное явление. По данным обследования студентов колледжа и бизнесменов 25 % пользователей страдают от «слабой компыотерофобии», в то время как 5 % — резко компьютерофобичны, и до такой степени, что «выдают» физиологические реакции (тошнота, головокружение, высокое кровяное давление). Почему же ситуация взаимодействия с компьютером одними людьми воспринимается как эмоционально негативная, стрессогенная, а другими - нет? Ответить на этот вопрос помогает личностно-ситуационный анализ. Индивидуальные различия в поведении могут быть объяснены посредством различий в индивидуальных способах воспринимать, оценивать, интерпретировать и наделять значением как всю ситуацию, так и ее отдельные элементы и их взаимосвязи. Состояние и поведение пользователя являются реакцией на субъективную ситуацию взаимодействия. Негативное отношение к компьютеру и компьютерная тревога, боязнь являются показателями неблагополучия личностно-ситуативного взаимодействия. Ощущение неблагополучия может быть генерализованным, выражающимся в отвержении всей ситуации взаимодействия, вся ситуация рассогласуется с установками, ценностями и целями субъекта, при этом нет четкого осознания неприемлемого элемента или связи. Подобное состояние носит название негативного отношения к компьютеризации. Компьютерная тревога отличается от негативного отношения к компьютеру, информатике. Компьютерная тревожность — более аффективно окрашенное ситуативное переживание, возникающее при непосредственном использовании либо при обдумывании (обсуждении)  возможности использования ЭВМ. Таким образом, ею страдают люди, для которых вопрос освоения и применения компьютера уже положительно решен ими или обстоятельствами. Преломляясь через особенности индивидуального опыта, объективно нейтральная и константная ситуация становится субъективно нагруженной ассоциативными связями и оценками. Отдельные негативные ассоциации могут быть весьма значимыми. Под их воздействием вся система элементов перестраивается, переструктурируется в соответствии с ведущей ролью значимого негативного элемента, становится травмирующей. Ситуация взаимодействия с ЭВМ становится конкретнее и дифференцируется, отдельные ее элементы выделяются и наделяются негативным смыслом в соответствии с опытом тревожности. Отрицательные эмоции, психологический дискомфорт выступают в качестве индикатора диссонанса взаимодействующих элементов ситуации. Эмоционально дискомфортное состояние требует выхода из ситуации. Поведение при выходе может быть двух типов: поведение избегания — уход из ситуации в той или иной форме или внутреннее изменение (мотивации, установок, ассоциативных связей), в результате которого изменяется и становится приемлемой субъективная ситуация. Психорегуляция в субъективно негативной ситуации требует дополнительных усилий и ресурсов, которые забираются от осуществляемой в данной ситуации деятельности — учебной, познавательной, трудовой и т. д. В результате продуктивность деятельности значительно снижается, вплоть до полной ее дезорганизации. Так, в процессе компьютеризированного обучения у людей, впервые столкнувшихся с ЭВМ, возникающая тревога, во многом связанная с новизной и неосвоенностью предлагаемого средства обучения, препятствует усвоению знаний, а включение защитных механизмов психики приводит к формированию мотивации отвержения не только самого учебного процесса, но и всего предметного содержания. Происходит изменение объекта познания, компьютер из средства познавательной деятельности превращается в ее объект. Однако учебный процесс часто не предусматривает полной ориентировки в данной области и времени на овладение необходимыми навыками, в результате главной становится «деятельность переживания», деятельность познания текущей ситуации (т. е. попытка ориентировки в ситуации, пущенная на самотек), познания собственного негативного состояния, поиск средств и путей выхода из фрустрирующей ситуации.

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 Зарубежные исследования компьютерной тревожности показали ее связь с общей и другими видами тревожности — тестовой, математической, техно-тревожностью, с низким компьютерным опытом (инновационная тревожность), что соответствует предположению об актуализации предыдущего опыта тревожности. Тот факт, что низкий технико-математический интерес связан с высокой компьютерной тревожностью, говорит о субъективном выделении технических элементов ситуации в результате опосредствования процесса взаимодействия ложными представлениями как о компьютерной технологии, так и о собственных способностях к математике и технике. Компьютерная тревожность негативно значимо коррелирует с доверием и симпатией к технике, с практическим опытом. Обширная библиография по компьютерной тревожности и психологическим аспектам   использования   компьютеров (GlassKnightBaggett, 1985) показывает, что почти 70 % сообщавших о том, что они испытывают компьютерную тревожность, не были практиками.

Многочисленные исследования роли половых различий в возникновении компьютерной тревожности обусловлены предположением о том, что овладение компьютерной грамотностью может стать «критическим фильтром» для женщин, которые вследствие этого не будут иметь доступа ко многим родам деятельности. Мифы и стереотипы о сугубо мужской компьютерной культуре способствуют возникновению данной проблемы. Результаты исследований половых различий в возникновении компьютерной тревоги, однако, носят противоречивый характер. Значимыми оказались лишь следующие различия: женщины проявляют большую заинтересованность  в «излечении» от компьютерной боязни и охотнее сообщают, что боятся компьютеров, нервничают, беспокоятся при взаимодействии с ними. Женщины также чаще, чем мужчины, отмечали наличие компьютерной тревожности, когда представляли себя сидящими за ЭВМ и в ситуации возникновения возможных затруднений в работе.

 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 Чтобы управлять процессом личностно-ситуативного взаимодействия, необходимо проанализировать, какие элементы ситуации общения с ЭВМ провоцируют тревожность, условия, при которых эти элементы связываются с предыдущим опытом тревожности, пути преодоления ситуативного неблагополучия. С целью выявления причин, лежащих в основе отвержения ЭВМ, был проведен опрос пользователей различной квалификации и возраста в форме направленной беседы и анкетирования. Анкетирование проводилось среди студентов, аспирантов и слушателей ФПК московских вузов в ходе непосредственного взаимодействия с компьютером, на занятиях по информатике.

Беседа строилась по следующим направлениям: отношение опрашиваемого к компьютеризации в целом, потребность в освоении и использовании ЭВМ, с чего начал осваивать компьютер и как происходил процесс знакомства с его возможностями, положительные и отрицательные моменты взаимодействия с ЭВМ, было ли негативное состояние в начале овладения компьютером, с чем оно было связано, в чем проявлялось, как преодолевалось, когда и в результате чего пропало. Дополнительно выяснялся уровень компьютерного опыта путем оценки его с помощью выяснения умений и знаний в области вычислительной техники. Кроме того, опрашиваемый сообщал некоторые сведения о своем образовании (техническое или гуманитарное) и интересах. Пользователи, отметившие наличие состояния тревоги, беспокойства при взаимодействии с компьютером, более подробно описывали ситуацию, в которой возникали негативные эмоции, те элементы взаимодействия с машиной, которые субъективно были наиболее стрессогенными. Фиксировались также высказывания испытуемых в ходе спонтанных споров. Особенно интересными оказались беседы пользователей разной квалификации, когда в ходе доказательства своего мнения они осознавали и раскрывали причины возникавших трудностей и способов их преодоления. Анкета составлялась в соответствии с наиболее информативными вопросами, которые были использованы в ходе направленной беседы. Анкетирование приводилось с целью сбора достаточно большого массива информации, качественный и количественный анализ которого позволил бы установить причинно-следственные связи между отдельными блоками информации.

 ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 Анализ описаний субъективных переживаний в ситуациях дискомфортного взаимодействия с компьютером позволил выделить несколько тем, которые отмечались опрашиваемыми в качестве причин возникающего напряжения. Исследования состояний человека при работе на компьютере позволили определить, что компьютерная боязнь имеет индивидуальные особенности, связанные с характером человека, образованием, некоторыми предрассудками. Их качественный анализ показал, что субъективно различаются следующие виды компьютерной тревожности: боязнь испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь техники, математики; боязнь за свое здоровье; боязнь нового, незнакомого; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к ЭВМ; ощущение дефицита времени. Наиболее часто встречались мотивировки, связанные с ощущением незнания, неумения: «Очень неприятное ощущение своей некомпетентности, не знал, что делать, с чего начинать!», «При работе на компьютере порой берет отчаяние из-за того, что я ничего не знаю и не умею!». Близким к данному типу компьютерной тревожности и следующим по частоте упоминания оказался страх сделать что-то не так, сломать, испортить: «Постоянно боялась сделать ошибку, которую не смогу исправить, сломать ЭВМ». Причем более детальный разбор подобных ситуаций показал, что причины возникновения подобного страха различны: дороговизна оборудования, боязнь повредить значимым людям, попасть впросак, уничтожить машинную информацию — труд многих людей и т. д.

Следующий тип компьютерной тревожности субъективно связывался с инновационными трудностями. Опрашиваемые отмечали, что компьютер, как и все новое дается с трудом, пугает незнакомая терминология, количество новой информации, сложность связывания вновь получаемых знаний с предыдущим опытом и т. д. Подобного типа компьютерная тревожность чаще отмечалась у людей старшего возраста, проходящих переподготовку; хотя трудности усвоении новой информации и языка отмечались и у молодых пользователей, но были менее значимыми и болезненными.

Другой вид компьютерной тревожности можно характеризовать, как цейтнот, ощущение дефицита времени, когда кажется, что за данное время невозможно все понять и запомнить, решить поставленную задачу. Интересно высказывание одной женщины, испытывавшей ранее в других областях страх нехватки времени: «Я не испытывала неприятных эмоций при освоении компьютера, так как не была ограничена во времени, меня не принуждали,  и не давила необходимость». Компьютерная боязнь, связанная с ощущением нехватки времени, как показал анализ описаний ситуаций взаимодействия с ЭВМ, часто соединяется с видами компьютерной тревожности, описанными выше. Состояние цейтнота особенно проявляется при получении контрольного задания, которое нужно выполнить за определенное время.

Те пользователи, которые ранее не были связаны с техникой и математикой, у которых был опыт неудач в освоении точных наук, часто отмечали, что в их сознании компьютер соединился со страхом перед математическими дисциплинами, выглядит сложным и даже недоступным техническим устройством: «Я по своей природе — чистый гуманитарий, понятно, что у меня ничего не получается».

Ощущение интеллектуального превосходства ЭВМ представляет еще один вид диссонанса при взаимодействии с машиной, связанный с особенностями новой информационной технологии. По данным истории, подобный барьер возникал и при массовом переходе к книжному способу хранения и передачи знаний. Как и тогда, сегодня людей тревожат два фактора: значительная концентрация информации в одном носителе и непривычно быстрый способ оперирования знаниями. Интеллектуальный барьер связан со специфическим образом компьютера и возникает не у всех пользователей. Данный вид компьютерной тревожности проявляется в желании слепо довериться всем советам компьютера или, напротив, воспротивиться непонятному. Человеку кажется, что ЭВМ настолько подавляет его интеллектуально, что даже можно разучиться мыслить самостоятельно.

Еще один вид компьютерной тревоги связан с тем, что работа на компьютере может стать причиной ухудшения здоровья: «Везде пишут о вредном влиянии излучения от мониторов, и это так. Сам я еще работаю, но своего сына я не хочу сажать за еще несовершенную технику». Особенно часто данный тип компьютерной тревожности проявляется как бы косвенно — собственная боязнь подавляется и переносится на других. Родители, воспитатели, педагоги не хотят сажать за ЭВМ детей, мотивируя нежелание вредностью особенно нашей отечественной техники. Санэпидемстанции районов запрещают создание компьютерных классов и клубов, трансформируя свой страх и часто незнание в мотивировки отказов.

Таким образом, можно выделить несколько типов компьютерной тревожности, которые характерны для разных пользователей в той или иной степени. 

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ОБУЧЕНИЯ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 Возникновение проблем при освоении компьютера во многом связано с тем способом, каким человек познакомился с компьютером и получил начальную информацию о вычислительной технике и информатике. Большую роль играют житейские понятия и предрассудки, которые могут выступать в качестве своеобразного барьера для восприятия и усвоения новых знаний в области информатики. Сложившаяся система передачи и получения информации в области вычислительной техники способствует формированию особого вида понятий и представлений, ориентированных на технико-математическую сторону компьютеризации. Эти понятия житейского типа формируются на основе неточной информации, обрывочных знаний и характеризуются неадекватностью и несистемностью. В результате возникновения подобного барьера, новые знания о компьютере, информатике, часто даваемые в форме констатации или сухого информирования (как это нередко бывает на вводных занятиях по информатике и вычислительной технике), неосознанно отвергаются как ложные, противоречащие сложившейся системе взглядов. Усугубляется это тем, что часто обучение информатике происходит в виде «программирования физики или математики», а если человек раньше не любил физику и математику, данные предметы ему не давались, то он начинает избегать и ЭВМ.

Еще одной причиной возникновения компьютерной тревожности является неправильный подбор учебного содержания. Те опрашиваемые, которые начали знакомство с ЭВМ с теории, с изучения языков программирования, с терминологии, при непосредственной работе с компьютером испытывали сильный эмоциональный дискомфорт, страх, тревогу. Эти явления наблюдались в менее выраженном виде, если субъект не ощущал личной потребности в изучении информатики и овладении компьютером, а необходимость взаимодействия с машиной диктовалась лишь требованиями учебного процесса, мотивировалась потребностью в положительной оценке при обучении или переподготовке по специальности, прямо не связанной с информатикой. Наиболее сильная компьютерная тревожность отмечалась среди лиц, которые в силу внешних обстоятельств были заинтересованы в действительном освоении материала, но не имели предварительных контактов с техникой и ЭВМ.

Новизна не только информации, но и мыслительных навыков, которые требуются для овладения компьютерной технологией, также способствует возникновению компьютерной тревожности. Влияние данного фактора особенно усиливается с возрастом. Переподготовка в зрелом возрасте с устоявшимися привычками и видами деятельности уже сама по себе вызывает у многих людей стресс, а когда принципиально меняется характер труда, требующий и перестройки мыслительных приемов и установок, взаимодействие с ЭВМ становится особенно болезненным. В ходе обучения работе на компьютере практически никогда не уделяется внимание формированию инновационной мыслительной готовности, готовности к функциональной перестройке мыслительных процессов, происходящей при взаимодействии с ЭВМ. В результате возникает ряд негативных новообразований, снижающих эффективность мыслительной деятельности и ведущих к пассивному, не творческому восприятию информации, ошибкам и эмоциональному дискомфорту.

Компьютерная тревожность является следствием нарушения временных параметров процесса усвоения новой информации. Нужно отметить, что в рамках современного, сжатого во времени процесса обучения пользователю трудно установить связи со своим жизненным опытом, полученными ранее знаниями. То количество новой информации, которое обычно предлагается, вызывает состояние, похожее на информационный шок. Изучение вначале азов языка программирования или принципов устройства вычислительной техники требует усвоения большого количества новых понятий и терминов, что является весьма сложной задачей и не способствует переносу навыков и приемов из прежнего опыта.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 

Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить ряд элементов организации процесса обучения, которые способствуют профилактике или устранению компьютерной тревожности.

Большое значение имеет формирование адекватной потребностно-мотивационной структуры, снятие технократических предрассудков. Один из преподавателей, ученики которого практически не страдают этой тревожностью, нашел такой путь преодоления начального компьютерного барьера: в адаптационный период, в ходе которого снимается скептическое отношение к компьютеризации, удается привить психологическую расположенность к ЭВМ. Рассказ на вводных занятиях строится в форме совместной дискуссии с преподавателем, который рассказывает о том, как сам все это воспринимал вначале, какие делал ошибки, эмоционально заражая учеников и показывая, что компьютер состоит из простых, знакомых вещей, просто рационально организованных. Ученики сами приходят к мысли, что компьютер это не самоцель, а средство, новое не только в техническом, но и в психологическом плане, которое позволяет лучше познать и совершенствовать себя, находят место вычислительной технике в собственной деятельности, нынешней и будущей.

Компьютерная тревожность не возникает или не проявляется в значительно ослабленном виде при предварительной практической подготовке, даже минимальной — в форме компьютерных игр или освоения ЭВМ с целью обработки собственных результатов исследований. В этом случае субъективная ситуация взаимодействия с компьютером не является угрожающей, цель и форма общения с ЭВМ не способствует актуализации прежнего опыта тревожности. Характер деятельности пользователя определяется наличием внутренней мотивации, не связанной непосредственно с изучением правил работы с ЭВМ. Овладение работой на компьютере с самого начала выступает в качестве средства достижения значимой цели, реализует субъективную потребность. Использование компьютерных игр и игровых форм обучения, особенно на начальных этапах обучения, растормаживает творческое мышление, способствует усвоению нового, безболезненно стимулирует процесс обучения.

Освоение нового во многом зависит от степени овладения «узловыми действиями» (Е. В. Гурьянов). «Узловые действия» могут быть перенесены из смежных областей знания, при создании возможности актуализации прежнего опыта и связей его с наличной ситуацией взаимодействия с компьютером. Так, многие испытуемые отмечали, что при свободном, самостоятельном знакомстве с ЭВМ образ машины трансформировался и на первый план выходили те функции и характеристики ситуации взаимодействия, которые были уже знакомы и более или менее близки пользователю. Тот, кому легко дается изучение языков, начинал осваивать ЭВМ так, как если бы изучал новый язык со своими грамматическими правилами (закономерности работы ЭВМ) и лексикой (язык, команды ЭВМ). Тот, кому, напротив, именно изучение команд давалось с трудом, думал о том, что изучает не язык информатики, а правила пользования данной техникой. Тот, чья область — это человеческое общение, общался с компьютером, взаимодействие с ЭВМ представлялось диалогом: реплика его, реплика машины. Абстрактная цель менялась на более знакомую, и человек мог использовать привычные способы мышления и навыки.

Еще один путь «безболезненного» обучения основан на использовании методов организации усвоения путем ускоренного прохождения всех этапов формирования необходимых для работы на ЭВМ психологических и моторных навыков (тех самых «узловых действий»). При использовании простейших компьютерных программ, рассчитанных на совершенно неподготовленного пользователя, даже у ребенка не возникает ощущения угрозы интеллектуальной самооценке, престижу, что особенно важно для пользователей с повышенной личностной тревожностью. Современные автоматизированные учебные системы для взрослых «сложны и отталкивают», так как во многом они ориентированы на определенным образом подготовленного обучаемого, который уже имеет общую ориентировку в ситуации взаимодействия, а также специфические умственные и психологические навыки, что бывает далеко не всегда. Детские же программы ориентированы на отсутствие тех самых «узловых действий», они формируются уже в ходе непосредственной работы с программами. Дошкольный уровень — действие, а не слово. Деятельность имеет простую структуру, не приходится овладевать сразу всем — и моторными навыками, и терминологией. Результат сразу налицо: «Ты можешь!».

Интересно, что компьютерная тревожность не возникает или устраняется у тех, кто имеет дело с программами для детей. Так, среди воспитателей детских садов, оснащенных компьютерными развивающими комплексами, компьютерная тревожность, имевшая место до начала работы с детьми, легко и безболезненно преодолевается в ходе собственного освоения детских программ и при передаче знаний о пользовании этими программами детям: «С детьми я преодолела и свой страх перед компьютером».

С использованием детских программ многих игр взрослые  заполняют «белые пятна», недостающие компоненты в общей структуре сложных действий. При передаче знаний детям или другим пользователям имеет место смена деятельности с познавательной на  репродуктивную. В ходе изложения уже приобретенных знаний происходит их структурирование, схематизация, осознание системы, целого, актуализируются прежние связи. Дальнейшее постижение нового становится более легким, так как новая информация находит свое место в созданной индивидуальной структуре нового знания. Подобное явление характерно даже для совсем юных пользователей. Один ребенок, испытывавший сильную боязнь перед компьютером, забыл о своих страхах, когда его попросили рассказать все, чему он научился в компьютерном зале, пришедшей матери. В дальнейшем этот ребенок больше не испытывал компьютерной тревожности, охотно занимался и передавал свой небольшой опыт сверстникам.

Создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места ЭВМ в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют таким образом снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию   учения. «Безболезненное» обучение требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым в ходе обучения. Изменение характера деятельности, смена ее предмета, что достигается путем включения игровых, репродуктивных (в неугрожающей форме) компонент, также способствуют профилактике и преодолению компьютерной тревожности.

 

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 Таким образом, анализ причин возникновения компьютерной тревожности и путей ее преодоления позволяет выделить ряд ключевых моментов, которые необходимо учитывать при организации взаимодействия с компьютером, особенно на ранних этапах освоения ЭВМ:

Необходима предварительная подготовка пользователя к общению с компьютером, некий «адаптационный период».

В ходе «адаптационного периода» субъект должен сам построить адекватную задачам обучения субъективную ситуацию взаимодействия с ЭВМ. Созданию адекватной задачам обучения ситуации способствует осознание пользователем места компьютера в его собственной жизнедеятельности, выработка представления о компьютере как средстве деятельности, новшестве не только в техническом, но и в психологическом плане. В ситуации, не лимитированной временем и контрольными процедурами, обучаемый должен осуществить предварительную общую ориентировку в человеко-машинном взаимодействии, которая позволит ему связать компьютер, его функции и характеристики с прежним опытом, знаниями. Актуализация привычных   способов мышления и навыков явится основой для формирования и развития новых.

Для профилактики компьютерной тревожности в процесс обучения должны быть включены игровые компоненты, которые способствуют смене субъективной ситуации на неугрожающую, актуализации положительных ассоциативных связей с прежним эмоциональным опытом, растормаживанию творческого мышления и имеют дополнительную мотивирующую и побуждающую силу.



Учительский портал

Веб-круг друзей

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Copyright MyCorp © 2017