Родителям на заметку.
"Как помочь своему
ребенку учиться"
Цель: интеграция
усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности
учащихся.
Задачи:
- расширить
объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с
детьми;
- выработать
совместную программу действий по стимулированию познавательной
деятельности учащихся;
- выявить
проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных
затруднений
Вступительное слово:
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил.
Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита
способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух.
У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается
при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе.
Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти
способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких
причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему
ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует
уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за
оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни
старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит
целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение
превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто
не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о
том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает
вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в
разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько
счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить
типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы
оказания помощи им в этой деятельности.
Вопрос к родителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы
родителей на поставленный вопрос)
Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы
поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем
детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление
3-4 учеников).
Исходя из выше сказанного следует:
Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо
относиться к учебе ответственно!
Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от
вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив
учитель и т.п.
Давайте выработаем программу по стимулированию
познавательной деятельности учащихся.
Примите советы,
которые помогут повысить свою успеваемость.
- Серьезно
относитесь к выполнению домашних заданий.
- Составьте
план изучения предметов.
- Не
забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если
задание большое.
- Домашнее
задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
- Никогда
не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите
ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно
просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите
объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете
помочь.
- Любите
своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
- Не
ругайте, а учите!
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и
попытаемся вместе "докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к
учебной деятельности
Обмен мнениями по вопросу "Почему у наших детей снижается
интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин "неуспешной” учебной
деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно
только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален.
Советы родителям "психотерапия неуспеваемости” (по материалам
О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
- Правило
первое: не бей лежачего. "Двойка” - достаточное наказание, и не стоит
дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже
получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых
упреков.
- Правило
второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от
недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш
ребенок просто "отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет
нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по
возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас
для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую
очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо
просто окажется несущественным.
- Правило
третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните
с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него
самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
- Правило
четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна
иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его
личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки
его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка
должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти
качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
- Правило
пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его
собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами
соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над
собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
- Правило
шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что
было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок,
соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести
наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не
старался, не учил” порождает Эхо: "не хочу, не могу, не буду!”
- Правило
седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень
дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой
соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и
умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний
вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного
успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация
учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
- Правило
восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он
попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не
толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять
ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без
ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с
ребенком, если это будет достигнуто.